Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
города Полярные Зори
"Детский сад № 6"
официальный сайт 
Детский сад

Наши публикации
2024 год


Слабовидящим 

Сведения об образовательной организации

Меню сайта

Страницы педагогов
  • Михайлютенко Ю.Е.
  • Саратовская Н.Р.
  • Кондратьева О.И.
  • Гончар Т.В.

  • Поиск по сайту

    Категории
    Познание [3]
    Коммуникация [5]
    Физкультура и здоровье [0]
    Художественное творчество [2]
    Взаимодействие с семьей [2]
    Коррекция [1]

    Архив

    Полезные сайты
  • Министерство просвещения Российской Федерации
  • Министерство образования и науки Мурманской области
  • Отдел образования администрации г. Полярные Зори
  • Российское образование
  • Цифровые образовательные ресурсы
  • МБДОУ №2 "Ягодка"
  • МАДОУ №3 "Ёлочка"
  • МБДОУ №4 "Росинка"
  • МБДОУ № 5 "Антошка"
  • МБДОУ №7 "Гнёздышко"
  • Родителям дошколят
  • Мамам и папам

  • Опросы
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 283

    Погода
    Полярные Зори

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Приветствую Вас, Гость · RSS 29.03.2024, 17:10

    Главная » Статьи » Коммуникация

    Практические методы подготовки дошкольника к письму.
        Дети с речевыми недостатками при выполнении мелких движений плохо владеют руками, особенно пальцами, т.к. у них недостаточно развита ручная умелость. Как правило, эти дети затрудняются не только в рисовании и письме, но и в лепке, конструировании, аппликации, неловки в самообслуживании (долго застёгивают пуговицы, неловко завязывают шнурки…).
        Среди детей с ОНР детей значительную часть составляют неуравновешенные, возбудимые, излишне подвижные дети. У них чаще, чем у их уравновешенных сверстников, можно наблюдать при письме и рисовании неправильное положение пальцев, всей руки и тела. Как правило, это дети, родившиеся от неблагополучно протекавшей беременности, имевшие родовые травмы, серьёзные заболевания на первом году жизни. Из-за особенностей состояния их нервной системы у них труднее и длительнее вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно в области тонких движений, а уже выработанные труднее поддаются переделке.
        Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывая о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
        Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребёнку радость.
        Чем же нужно заниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?
    - делать массаж массажной рукавичкой,
    - разминать пальцами пластилин, глину, тесто,
    - катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики,
    - сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок
    – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался)
    - делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмёшь.
    - двумя пальцами руки (указательным и средним) ходить по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадётся, а потом быстро – как будто бежит. Упражнение проводится сначала левой, потом правой рукой.
    - показать отдельно только один палец – указательный, затем два – указательный и средний, далее три, четыре. - показать только один палец – только большой.
    - барабанить всеми пальцами обеих рук по столу - махать в воздухе только пальцами, - кистями рук делать «фонарики» - хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе - собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались)
    - прицеплять прищепки, - находить мелкие предметы в крупе, песке - нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку,
    - рисование на песке, крупе
    - рисование верёвочкой
    - наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль)
    - завязывать узлы на толстой верёвке, на шнуре,
    - застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки,
    - заводить механические игрушки ключиками,
    - закручивать шурупы, гайки,
    - играть с конструктором, мозаикой, кубиками,
    - складывать матрёшек,
    - играть с вкладышами,
    - делать узоры из резиночек
    - рисовать в воздухе,
    - играть с песком и водой,
    - мять руками поролоновые шарики, губку,
    - шить, вязать на спицах, - рисовать, раскрашивать, штриховать,
    - резать ножницами
    - рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, акварелью, гуашью).
        К пяти годам возможность точных произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.
        Подробнее хочу остановиться на некоторых приёмах.
        К ним относятся разные виды плетения из бумаги и ткани, тесьмы (плетение ковриков из разноцветных полос). Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетания цветов.
        Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок – полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. Из вырезанных фигурок дети могут составлять целые композиции-аппликации. Особенно им нравится симметричное вырезание человечков. Если их раскрасить – получается целый хоровод не похожих друг на друга выражений лиц, деталей одежды, сочетания цветов.
        Важную роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитьё, вязание. Рукоделие приучает детей к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости. К занятию рукоделием могут привлекаться дети на шестом году жизни. В более раннем возрасте эти занятия им сложны. Сначала ребята рассматривают швейные принадлежности, уточняя их назначение, знакомятся с образцами вышивок. Особое внимание уделяется рассматриванию иголки. Используется игла длиной 40 мм, не тонкая, с продольным ушком. Дети осваивают правила обращения с иголкой: не бросать иглу, а вкалывать в игольницу, игла должна быть всегда с ниткой, не брать иглу в рот, передавать иглу можно только тупым концом с нитью. Дети учатся работать не спеша, подбирая красивое сочетание ниток в узоре. Точность и координация развиваются у детей в процессе пришивания пуговиц. Дети рассматривают пуговицы крупных и средних размеров, учатся пришивать пуговицу с двумя отверстиями, а затем с четырьмя. Все виды швов дети сначала проделывают в воздухе, а затем действуют с иголкой и ниткой.
        Детям трудно завязывать узелок на нитке. Обучают их этому с помощью подводящих движений: скатывание бус из бумаги, запуск маленьких игрушечных волчков с помощью пальцев. Если нет готовых волчков, их можно сделать самостоятельно разными способами, например, проткнуть очищенной от серы спичкой лепёшку пластилина, картонный кружок, пробку от бутылки. Запуск волчка требует характерных скатывающих движений пальцами, близких к созданию узелка на нитке.
        Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки.
    Татьяна Васильевна Быкова
    воспитатель
    Категория: Коммуникация | Добавил: Berta (12.11.2010)
    Просмотров: 1527
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    МБДОУ № 6 г. Полярные Зори © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz