Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФАОП ДО), с учетом образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 6.
Программа разработана для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, получившими статус ОВЗ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и зачисленными в ДОО.
Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с ТНР, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
-
реализация содержания АОП ДО;
-
коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
-
охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
-
обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
-
создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
-
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
-
формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
-
формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
-
обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
-
обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть Программы соответствует ФАОП ДО и оформлена в разделах Программы в виде ссылки на нее: Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301270036)
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, ориентирована на специфику региональных условий, в которых осуществляется образовательная и коррекционно-развивающая деятельность; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей с ТНР, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом и представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием:
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с ТНР в форме электронного документа