Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
города Полярные Зори
"Детский сад № 6"
официальный сайт 
Детский сад

Опыт работы
2024 год


Слабовидящим 

Сведения об образовательной организации

Меню сайта

Страницы педагогов
  • Михайлютенко Ю.Е.
  • Саратовская Н.Р.
  • Кондратьева О.И.
  • Гончар Т.В.

  • Поиск по сайту

    Категории
    Новости из групп [25]
    Устами младенца [2]
    Новости сайта [6]
    Новости в образовании [14]
    У нас в саду [75]
    От всей души [18]

    Архив

    Календарь
    «  Март 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    Полезные сайты
  • Министерство просвещения Российской Федерации
  • Министерство образования и науки Мурманской области
  • Отдел образования администрации г. Полярные Зори
  • Российское образование
  • Цифровые образовательные ресурсы
  • МБДОУ №2 "Ягодка"
  • МАДОУ №3 "Ёлочка"
  • МБДОУ №4 "Росинка"
  • МБДОУ № 5 "Антошка"
  • МБДОУ №7 "Гнёздышко"
  • Родителям дошколят
  • Мамам и папам

  • Опросы
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 283

    Погода
    Полярные Зори

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Приветствую Вас, Гость · RSS 28.03.2024, 19:55

    Интегративные музыкально-игровые формы организации деятельности дошкольников в развитии их способностей и творческого потенциала

    «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

    В.А. Сухомлинский

    Актуальность

    Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребёнка, начинают проявляться его скрытые таланты, идёт активное развитие личности. Можно сказать, что ребёнок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребёнка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Для ребёнка музыка - мир радости и ярких переживаний. Для того, чтобы краски этого мира не потускнели, нужно развивать способности: музыкальный слух, чувство ритма и, конечно, эмоциональную отзывчивость. Сегодня, когда мир музыки представлен чрезвычайно широким спектром различных стилей и направлений, особенно актуальной становится проблема воспитания у слушателя хорошего вкуса, способного отличать высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных. Поэтому очень важно сформировать у юного поколения высокие духовные потребности и разносторонние художественные способности. Для этого необходимо в повседневной практике музыкального обучения и воспитания детей использовать высокохудожественные образцы музыки различных культур и, конечно, музыку своего народа.

    Развитие музыкальных и творческих способностей, формирование начала музыкальной культуры дошкольников зависит от содержания музыкального образования, от используемого репертуара, методов и приёмов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

    Для формирования и развития музыкальных способностей моих воспитанников применяю следующие формы работы: образовательные ситуации с полипроблемностью, самостоятельную и совместную музыкальную деятельность; беседы-концерты; досуги, праздники, развлечения; музыкально-литературные композиции, оперы-игры и мюзиклы. Выбирая формы и методы работы музыкальной деятельности, направляю их на развитие у детей: способности к чувственному восприятию мира; выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической; координации слуха – голоса – зрения – движения; чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального; «палитры звучащих жестов, звукоподражания, красок собственного голоса, радостного, сопричастного, игрового мироощущения.»

    Игра -  ведущий вид деятельности и фактор развития дошкольников, поэтому для  достижения высоких результатов  в развитии музыкальности мной выбрано оптимальное средство обучения – музыкальная игра. Музыкальная игра имеет особое значение в музыкально-эстетическом развитии. Наиболее сложной, но и наиболее интересной являются игра-опера, мюзикл. В работе с детьми заметила, что лучше усваивается тот музыкальный материал, который содержит элементы театрализации, инсценировки. Дошкольники с удовольствием перевоплощаются в знакомых им персонажей и стараются точнее передать образы под музыкальное сопровождение через пластику движений и вокализацию.

    И мюзикл, и игра-опера - это синтетические жанры, в которых происходит «театральный синтез искусств». Все номера (вокальные, хореографические, музыкальные) передают и раскрывают содержание. Огромная свобода выразительных средств влечет за собой огромное разнообразие тематики. Ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовольствие от деятельности. Такие вариативные формы работы музыкально-эстетического развития способствуют раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции.

    Что же такое игра-опера?

    Игра-опера или мини-опера - это не что иное, как озвученные музыкой народные сказки: “Репка”, “Теремок”, “Гуси - лебеди”, и другие, а так же литературные сказки А.С. Пушкина, В.И. Катаева, Г.Х. Андерсена и других авторов, литературные тексты написанные советскими авторами и композиторами специально для детей дошкольного возраста: “Гости ходят в огород” музыка Д. Кабалевского, слова В. Викторова; “Муха-Цокотуха” по мотивам сказки К. Чуковского, музыка М.  Красева. Мои воспитанники дети старшего дошкольного возраста с удовольствием принимают участие в данных постановках и последующих выступлениях.

    Почему игра-опера, а не просто Опера? Потому что Опера сложная музыкальная форма, сложна для восприятия, и не по силам детям дошкольного возраста.

    Важно, что игры-оперы способствуют: развитию основных музыкальных способностей детей (ладового чувства, чувства ритма, музыкально-слуховых представлений, воображения, образного мышления), развитию и освоению основ исполнительской, зрительской и общей культуры, воспитанию устойчивого интереса и потребности к коллективному исполнительскому искусству, творчеству.

    Мюзикл - одно из самых модных направлений современного музыкального театра, музыкально-сценическое представление, в котором используются разнообразные выразительные средства эстрадной и бытовой музыки, хореографического, драматического и оперного искусства. Мюзикл - это сокращенная форма понятий мusical comedy (музыкальная комедия) и мusical play (музыкальная пьеса, музыкальное представление).

    Сегодня мюзиклы ставятся на многих театральных площадках. Этот жанр - яркий, современный - не может оставить равнодушным ни взрослого, ни ребенка: интересные сюжеты, захватывающая музыка, танцы.

    Но чем форма мюзикла отличается от обычной театрализованной деятельности?

    Мюзикл — это театральная постановка, в которой упор сделан не на сюжет и игру актеров, а на музыку, песни и танцы. Форма мюзикла может включать в себя различные виды музыкальной деятельности: восприятие (слушание), исполнительство, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах. В мюзикле присутствуют различные танцевальные и вокальные жанры – джаз, эстрада, классика, рок, фольклор. Ведущая роль музыки и полижанровость в пределах одной постановки отличает мюзикл от обычной театральной деятельности.

    Детский мюзикл - инновационная форма организации совместной деятельности всех участников образовательного процесса, представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре.

    Цели и задачи

    Выбранные мной музыкально-игровые формы организации деятельности дошкольников, и мюзикл, и игра-опера, интегрируют с образовательными областями, что и понятно из их определения.

    Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика  зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем,  что помогает детям внимательно слушать музыку.

    В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных

    выразительных средств. Это вырабатывается у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм.

    Понимание музыкально-игрового задания вызывает у детей быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков,  активизацию воображения и мышления. В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

    Оздоровительные:

    • Укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем.
    • Развитие дыхательной системы.
    • Развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной.
    • Развитие быстроты двигательной реакции.

    Образовательные:

    • Обучение речевым, двигательным навыкам.
    • Развитие музыкальных, творческих способностей.
    • Формирование умственных умений и действий.

    Воспитательные:

    • Воспитание общей музыкальной, двигательной культуры.
    • Эстетическое отношение к окружающему.

    Развивающие:

    • Развитие познавательной активности, внимания, памяти, мышления, ориентировки в пространстве.
    • Развитие слухового, зрительного восприятия.
    • Развитие координации движения и нормализации их темпа и ритма.
    • Формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов.

    При постановке мюзикла\игры-оперы ведется работа с детьми в 3 направлениях:

    • вокальное направление - работа с солистами, ансамблями, хором:

    - постановка и развитие  детского певческого голоса;

    - формирование вокально-исполнительных умений;

    - подготовка вокального репертуара;

    - разучивание и освоение вокальных партий;

    - формируют полётный звук, певческое дыхание, интонацию, дикцию,  звуковое туше, использование певческих регистров, певческой форманты и т.д.

    • театральное направление - сценическая речь и актерское мастерство:

    - развитие  творческого воображения, фантазии;

    - распределение внимания;

    - раскрепощение ребенка;

    - развитие речевого аппарата, выработка классического произношения звуков,

    - образность и эмоциональность подачи текста;

    - культура поведения на сцене и т. д.

    • танцевальное направление:

    - формирование чувства ритма;

    - навыки исполнения основных танцев, движений, фигур;

    - постановка корпуса, рук, головы, ног (управление собственным телом).

     

    Этапы постановки мюзикла или игры-оперы

    1 этап – знакомство с либретто. Просмотр мультфильмов, прослушивание аудиосказок, чтение детских книг.

    Цель данного этапа: накопление детьми впечатлений и их мотивации к театрализованной деятельности, анализ характера каждого персонажа.

    Первый этап является подготовительным. Он включает в себя:

    • выбор репертуара, подходящего данной возрастной группе или творческому коллективу ДОУ;
    • подготовку инсценировки, сценария или адаптацию текста;
    • перспективное распределение ролей среди всех детей группы, зрительского и ролевого участия;
    • планирование репетиций (от знакомства с материалом до организации зрительского показа); декорационно-костюмного оформления представления; музыкально-шумового оформления представления.
    • Планирование и согласование сроков репетиций и показа представления зрителям.

    2 этап – подготовка к представлению. Выполнение упражнений: на развитие голоса и речи, на создание игрового образа, игры на координацию речи и движений.

    Цель этапа: развитие у детей сенсорной сферы, речи, голоса, выразительной пластики, творческих способностей.

    Второй этап  - репетиционный:

    • ознакомление детей с текстом, чтение инсценировки, беседа о замысле постановки;
    • этюдно-игровое знакомство с текстом и распределение ролей;
    • последовательные репетиции;
    • разучивание текстов по ролям в ходе репетиций;
    • подготовка декораций, костюмов, запись фонограмм;
    • последовательная организация репетиций на основе знания текста роли детьми: с музыкой, в костюмах, прогоны, генеральные репетиции.

    При подготовке мюзикла реплики своих героев дети, в основном, не произносят, а пропевают, при этом я соблюдаю требования охраны детского голоса. Учитываю певческий диапазон детей дошкольного возраста, длительность “арии”, наряду с вокальными номерами использую проговаривание речитативом, характерные танцы, которые позволяют ярче передать образы тех или иных героев. Ввожу игру на детских музыкальных инструментах в виде: подыгрывания на музыкальных инструментах при исполнении коллективных хоровых номеров, исполнение на детских музыкальных инструментах отдельных музыкальных произведений, соответствующих фабуле (событию спектакля связанного между собой единой нитью повествования). Очень часто в мюзикле для более яркого раскрытия образа, необходимо движения персонажей под музыку. Обладая определенным музыкально – двигательным “багажом” ребенок сумеет более точно и с удовольствием выразить себя в танце, танцевальных композициях, раскрыть образ. Именно в музыкально-ритмических движениях заложены огромные возможности развития музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству движений под музыку.

    3 этап – выступление. Разучивание монологов, диалогов, песен, разыгрывание сценок для постановки драматизации.

    Цель этапа: дети учатся общаться со зрителем, осваивают «азбуку» культуры поведения в театре как зрителей, так и артистов, обучаются диалоговому общению, чувству партнерства, учатся двигаться и ощущать пространство «сцены» (по одному и в коллективе).

    Третий  этап – организационный:

    • Подготовка бутафории и реквизита.
    • Организация показа спектакля.
    • Анонсирование представления с участием детей и родителей (афиша, программа).
    • Назначение даты премьерного показа, приглашение зрителей, организация пространства для показа.
    • Организация участников и зрителей представления на момент показа.
    • Показ спектакля зрителям, управление этим процессом

    В ходе реализации мюзикла я использую такие виды  деятельности как: беседы на тему постановки, игровые виды деятельности, вокально – хоровую работу, слушание музыкальных произведений и создание его образа использованием средств изобразительной деятельности: рисование героев, представления, участие детей в изготовлении эскизов масок, костюмов, декораций. Когда дети участвуют сами в создании мюзикла, они полноправные участники, актеры, представление превращается в целый мир, в котором живет ребенок.

    Результативность

    Созданы условия для развития творческой активности детей в музыкально-театрализованной деятельности.

    У детей повысился интерес к музыкально-театрализованной игре, обогатились содержание и диапазон сюжетов и ролей, расширился их кругозор.

    Сформировано эмоционально-положительное отношение к театральному искусству и определенный опыт собственной театрально-игровой деятельности;

    Повысился культурный уровень дошкольников.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Работа с детскими мюзиклами заинтересовала не только детей, но и весь коллектив, что было предсказуемо: захватывающая музыка, веселые нетривиальные текст и любимые всеми образы «заражают».

    Мюзикл – своеобразный музыкальный театр, помогающий дошкольникам раскрыть свои потенциальные творческие способности.

    Педагогам, работающим над постановкой мюзикла, открываются горизонты собственного творчества, так как она подразумевает инициативный, самостоятельный подход к любой части ее содержания.

     

      

     

     

    МБДОУ № 6 г. Полярные Зори © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz