На столе стоит тазик с водой в нем плавает золотая рыбка.
"Рыбам зиму жить тепло
Крыша - толстое стекло".
- О чём эта загадка? Правильно, крыша — толстое стекло это лед на реке.
- Ребята, а как же зимуют рыбы? (В воде, подо льдом).
- Чем рыбы дышат?
(Жабрами).
- Посмотрите на открытке нарисован холодильник и есть знак «глаз». Как вы думаете, что он означает? Надо заглянуть в холодильник. Достаем лед, рассматриваем.
- Ребята, когда вы берете лед в руки, что чувствуют ваши пальчики? (Лед холодный, прозрачный, хрупкий, скользкий, мокрый).
- Ребята скажите, а почему лед сравнивают со стеклом? (Потому что он прозрачный).
- А почему его нельзя вставить в окно? (Он растает).
- Вспомните, в какой сказке у лисы была избушка ледяная? (В сказке «Заюшкина избушка»).
- Чем была хороша избушка у лисы?
(Красивая, прозрачная).
- А чем она оказалась плоха, когда пришла весна? (Она растаяла).
- А почему она растаяла? (Стало пригревать солнце).
- Ребята, а если мы оставим лед в группе что с ним произойдет? (Он растает).
- Но в группе же у нас нет солнца, а лед все равно тает почему? (В группе тепло).
- А как мы можем убедиться, что лед тает?
(Можно его оставить на блюдце и он степенно растает).
- А как можно ускорить этот процесс? (Можно положить его на батарею).
Релаксационный этюд. «Солнышко и лед»
- Ребята процесс превращение льда в воду называется таянием. Давайте вместе проговорим это слово.
- Скажите ребята, а имеет ли вода форму?
(Вода принимает форму того сосуда в который она налита).
- Проверим - нальем в стакан и другие сосуды разной формы.
- А как вы думаете имеет ли лед форму?
- У каждого их вас есть кусочки льда, они разные по форме и по размеру, давайте положим их в разные ёмкости.
- Скажите ребята а меняет ли лед форму? (Лед форму не меняет).
- Как вы его раскладывали? (Брали его рукой).
- А воду можно взять рукой и разложить?
- Лед не меняет формы куда бы мы его не положили причем его можно брать рукой и
переносить с место на место.
- Ребята, а что же такое лед?
(Это вода только в твердом состоянии, замороженная).
- Давайте поиграем и придумаем родственные слова слову лед.(Ледяной, ледянка, ледышка, льдинка, ледовый)
- Ребята, а как вы думаете где на Земле больше всего льда.
- Посмотрите на глобус. Очень много льда в Арктике и Антарктиде. А самый большой ледник находитесь в Антарктиде.
давайте вместе проговорим слово Арктика и Антарктида. А слова Антарктида разделим
на слоги.(ан-тарк-ти-да)
длинное слово, сколько в нем слогов?
- Ребята, а как вы думаете, что происходит с ледниками в Арктике и Антарктиде, когда на них падают солнечные лучи?
(Они начинают таять, но растаять полностью не могут, потому что в Антарктиде и в Арктике лето очень короткое и не жаркое).
- Дети, а слышали ли вы что то об айсбергах? Айсберги это огромные горы льда, которые откололось от ледяных берегов Арктики или Антарктиды и течение их вынесло в море (показ картинки).
- Как вы думаете, что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут? Давайте проверим, берите кусочки льда и опускайте их в воду.
- Что происходит?
(Лёд не тонет).
- Почему лёд не тонет?
(Лёд легче воды).
- Почему не тонут айсберги?
Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают в море несколько лет, постепенно тают, дробятся на мелкие части.
- А как вы думаете, опасны ли айсберги?
- Для кого и чего они опасны?
Айсберги большую опасность представляют для кораблей (показ картинки). Давно, почти сто лет назад столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход
«Титаник».
- Ребята, а пассажирский теплоход кого перевозит? (Пассажиров).
- Грузовой корабль что перевозит? (Грузы).
- Для какого вида транспорта опасны айсберги? (Водного).
- В наше время морской патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности.
После занятия мы с вами обязательно поиграем в игру арктическое морское путешествие. У нас есть и лед и кораблики которыми мы с вами уже играли.
Итог:
- Ребята скажите, о чём мы сегодня говорили? Что нового и интересного вы узнали?
- А пока мы играли, дедушка Знай принес нам интересную энциклопедию - из нее мы узнаем много нового об айсбергах и льдах.