Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
города Полярные Зори
"Детский сад № 6"
официальный сайт 
Детский сад

Методические разработки
2024 год


Слабовидящим 

Сведения об образовательной организации

Меню сайта

Страницы педагогов
  • Михайлютенко Ю.Е.
  • Саратовская Н.Р.
  • Кондратьева О.И.
  • Гончар Т.В.

  • Поиск по сайту

    Категории
    Познание [7]
    Коммуникация [4]
    Физкультура [2]
    Художественное творчество [1]
    Музыкальное развитие [4]
    Взаимодействие с семьей [0]

    Архив

    Полезные сайты
  • Министерство просвещения Российской Федерации
  • Министерство образования и науки Мурманской области
  • Отдел образования администрации г. Полярные Зори
  • Российское образование
  • Цифровые образовательные ресурсы
  • МБДОУ №2 "Ягодка"
  • МАДОУ №3 "Ёлочка"
  • МБДОУ №4 "Росинка"
  • МБДОУ № 5 "Антошка"
  • МБДОУ №7 "Гнёздышко"
  • Родителям дошколят
  • Мамам и папам

  • Опросы
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 283

    Погода
    Полярные Зори

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Приветствую Вас, Гость · RSS 28.04.2024, 06:34

    Главная » Файлы » Коммуникация

    Методика "Повышение результативности развития речевых навыков через восприятие живописи".
    13.05.2010, 01:51
        Первые эстетические переживания ребенка связаны с тем удовольствием, которые доставляют ему цвет, форма, величина. Гамма красок и форм в любом произведении изобразительного искусства выражает определенные чувства и мысли его автора и при восприятии этого произведения вызывает схожую с чувством художника ответную реакцию. Яркие зрительные образы живописных произведений эмоционально воспринимаются детьми. Будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.
        Рассматривая картины, отвечая на вопросы педагога, составляя рассказы по картинам, высказывая свое отношение к изображенному на них, дети учатся не только понимать, чувствовать дух искусства, но и говорить связно, излагать свои мысли в логической последовательности, обогащать свою речь выразительными средствами языка.
        Рассматривая пейзажи, натюрморты, портреты, жанровую живопись с целью речевого развития, я использовала как методы и приемы, предлагаемые общепринятыми методиками, так и метод оживления эмоций с помощью литературных и песенных образов – выразительное чтение художественных произведений заставляет работать эмоциональную память детей, а это в свою очередь способствуют у них оживлению ранее пережитых эмоций.
    Метод музыкального сопровождения.
        При прослушивании музыки, характер и настроение которой созвучно настроению картины, происходит воздействие на зрительный и слуховой анализаторы. Это в свою очередь облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким, утонченным. Игровые приемы активизируют мыслительную деятельность детей, создают интерес к произведению.
        Таким образом, создавался нужный эмоциональный настрой детей для восприятия картины. Но для активизации речи детей на занятии этого было недостаточно. Я стала строить свою работу по ознакомлению детей с живописью на основе рекомендаций, предложенных Ингридой Николаевной Мурашковска и Надеждой Петровной Валюмс в книге «Картинки без запинки».
        Методика рассчитана на составление двух типов рассказов по картине.
        Cоставление описательных рассказов по картине.
        Виды получаемых текстов: рассказ, как фиксация изображенных объектов и их смысловых взаимосвязей; описание картины, как раскрытие темы; развернутое описание конкретно взятого объекта; словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий: поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.;
        Составление рассказов фантастического плана по мотивам изображенного.
        Виды получаемых текстов: рассказ как фантастическое преобразование содержания; фантастический рассказ об отдельно взятом объекте и его изменениях во времени; рассказ от имени изображенного объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой; сказки по мотивам изображенного на картине.
        Работа по составлению рассказа по картине включает в себя несколько методических этапов.
        Определение состава картины.
         Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются объекты, изображенные на картине.
        Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине может использоваться игра "подзорная труба". Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его. А так же игры "Аукцион", "Охота ", "Кто самый внимательный" и др. Моделирование выявленных на картине объектов производится с помощью схем или картинок. Модели объектов, выделенных на картине, располагаются на доске или ковре так, чтобы общая композиция картины сохранялась.
         Темп этой работы достаточно быстрый, нужно энергично и оперативно производить моделирование, названных детьми объектов. На этом этапе можно уточнить некоторые названия. Например, птица – щегол.
    Установление взаимосвязей между объектами на картине.
         Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два, и объясняется, почему их можно соединить.
        Для обучения детей установлению взаимосвязей между объектами на картине предлагаются следующие творческие задания: пришел волшебник "Объединяй" и объединил два объекта (воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал, какая между ними связь. Например, ваза – стол (ваза стоит на столе); гусеница – листок (гусеница ползет по листку); бабочка – ваза (бабочка опустилась на вазу) и т.д. Соединяя два предмета действием, дети образуют полные предложения. "Самопроекция”, или "вхождение в картину”.
         При составлении рассказа - описания необходимо представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине.
        На этом этапе воспитатель побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться повнимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. Этот прием включает все каналы восприятия. Ребенок выражает свои ощущения. Происходит обогащение речи детей выразительными средствами речи (сравнениями, эпитетами, красочными определениями), а также обучение умению строить предложения различных типов и работать над структурой высказывания. Выбрать орган чувств, который помогает "путешествовать" по картине, помогают значки-символы.
    Составление метафор по картине.
        У объекта на картине выделяется признак, отвечающий на вопрос "Какой?" и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. Например: Бабочка какая? Яркая. Яркая как что? Как солнечный лучик, как цветок, как радуга и т.д.
    Описание местонахождения объектов на картине.
        На этом этапе активизируется соответствующий словарный запас (в центре картины, слева, справа, ближе – дальше, впереди – сзади, около, между, за, перед и т.д.)
        Для обучения детей пространственной ориентировке на картине можно использовать игру "Ожившая картина".
        Ребенок берет на себя роль одного из объектов картины. Это может быть любой объект (главный или второстепенный, одушевленный или неодушевленный). Обозначить роль можно маской, шапочкой, значком. Каждый герой находит себе место на сцене. Сценой для моделирования композиции картины может служить ковер, который повернут в зеркальном или боковом варианте к картине. Задача ребенка описать объект по месту на картине. Он может составить рассказ – описание своего местонахождения относительно других объектов.
    Драматизация художественного произведения.
        Для обучения составлению творческих рассказов от первого лица в образе одного из объектов картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок называет себя объектом и "входит" в его эмоциональное состояние или принимает черту характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Воспитатель может помочь ребенку соблюдать структуру построения рассказа: сначала назвать своего героя, потом описать свое эмоциональное состояние, или настроение, или характер, далее описать восприятие изображенного на картине глазами выбранного героя.
        Окончание рассказа - восстановление эмоционального равновесия героя с окружением. Например, «Я ваза, красивая, сверкающая, прозрачная. А еще я очень тяжелая. Обычно я стою высоко на полке, но когда в меня наливают чистую воду, я готовлюсь к встрече со своими друзьями цветами. У меня много друзей».
    Преобразование объектов во времени.
    Картина рассматривается как остановившийся миг.
        По сути же, предполагается развитие сюжета во времени. При этом линия времени у всех объектов своя. Составляется рассказ - фантазия: объект и его изменение во времени. Для этого используются вопросы к детям: "Представьте, с чего все началось?”, "Как дальше развивались события?”, "Что будет потом?”. Данные вопросы требуют от детей представления о последовательности событий во времени. Чтобы легче это было все представить, можно использовать дорожку времени, имеющую начало (зеленый цвет), середину (красный цвет), конец (синий цвет), и объект, который передвигается по дорожке. Теперь рассказ имеет начало и конец.
    Составление сказок по картине.
         Предложить детям сочинить сказку по картине. Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки (и одушевленные объекты, и неодушевленные объекты изображенные на картине). Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека. Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был). Объявить Случай (появление необычного предмета, явления природы). Составить текст как описание отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике. Описать разрешения конфликтной ситуации. Придумывание названия сказки.
        Использование этих приемов позволяет сделать занятие более динамичным, у детей возрастает интерес к живописи, развиваются активность и самостоятельность, обогащается речь. Конечно, каждое занятие по ознакомлению с живописью не предполагает использование всех перечисленных приемов. Все зависит от цели занятия, жанра живописи рассматриваемой репродукции, от уровня подготовленности детей.

    Горшкова Юлия Михайловна
    воспитатель по ИЗО-деятельности
    Категория: Коммуникация | Добавил: Berta
    Просмотров: 2381 | Загрузок: 0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    МБДОУ № 6 г. Полярные Зори © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz