Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей.
Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся его детский сад, в будущем школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение.
В настоящее время, используя накопленный опыт, нами разработана определенная методика проведения экскурсий дошкольников, которая успешно осуществляется на практике.
Выделены основные задачи патриотического воспитания при ознакомлении детей младшего и среднего дошкольного возраста с ближайшим окружением:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование навыков поведения в детском саду, на участке, во время прогулок по ближайшим улицам, а также навыков общения со сверстниками, родителями, сотрудниками детского сада;
- воспитание у детей уважительного отношения к труду взрослых, знакомство с профессиями, понимание назначения атрибутов профессиональной деятельности;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому.
Знакомство дошкольников со страной её историей, родным городом начинается с детского сада, который является частью социальной инфраструктуры.
Сад – чрезвычайно важный этап в ознакомлении детей 3-4 года жизни с социумом и в начальном этапе патриотического воспитания. Нами организованы целевые посещения кухни, медицинского блока, прачечной. Сколько интересных и необыкновенных для ребенка вещей можно здесь увидеть.
Кроме познавательной ценности, экскурсии по саду способствуют более легкой и быстрой адаптации детей. Уже знакомые предметы, помещения, люди, работающие в детском саду, больше не пугают малыша, они становятся близкими и понятными ему.
Начиная со средней группы, мы знакомят детей с объектами, находящимися вне территории детского сада. Прежде всего, проводятся целевые прогулки на ближайшие улицы Партизан Заполярья, Энергетиков, Строителей, во время которых ребята усваивают нормы поведения на улице, закрепляют свои знания о городском транспорте, правилах дорожного движения, рассматривают корпуса жилых домов, здания магазинов, предприятий бытового обслуживания.
Для закрепления полученных знаний проводятся игры - наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
Используем дидактические игры на соблюдение правил дорожного движения: «Красный, желтый, зеленый», «Светофор», «Внимание - дорога».
Настольные игры: «Мой дом», «Ассоциации», «Лото».
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Салон красоты», «Путешествия», «Врач», «Стирка», «День рождения у медвежонка»…
В ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с социумом города на первый план выходят следующие задачи:
-
знакомство с основными историческими сведениями и современной жизнью города, с его достопримечательностями;
- воспитание бережного отношения к памятникам природы, истории и культуры;
- подготовке к школе, воспитание желания учиться, создание положительного образа школы;
- социализация ребенка дошкольника, включающая формирование у него умения вести себя в общественных местах, общаться с взрослыми и сверстниками.
Хотелось бы остановиться на взаимодействии работы ДОУ и городского Музея Партизан Заполярья. Использование в практике работы с дошкольниками элементов музейной педагогики заключает в себе не только образовательное значение, но и воспитательное. Занятия, организованные на базе городского музея помогают расширять представления дошкольников об окружающем мире, истории родного края, Великой Отечественной войне.
Хорошим начинанием является открытие мини-музея «Аптека под ногами» на базе нашей группы. Экспонаты музея помогают развивать интеллект дошкольников и привлекать к сотрудничеству родителей. Совместно с ними подбирались информационные материалы и экспонаты – лекарственные травы, оформлялись дидактические игры, организован фитобар. Воспитанники во время прогулок, походов фотографировали лекарственные растения, а затем участвовали в создании фотопособия «Аптека под ногами».
Результатом всей работы можно считать то, что практически каждый ребенок мог выступить в роли экскурсовода и рассказать много интересного гостям, посетителям мини-музея.
В старшей группе центральным объектом ознакомления с социумом города становится школа. Непосредственная близость с гимназией №1 позволяет совершать непродолжительные экскурсии в школьную библиотеку, классы уже с детьми старшей группы.
Большую поддержку при ознакомлении дошкольников с родным городом оказывают детскому саду родители. Их помощь в организации экскурсий намного упрощает процесс ознакомления с профессией. Воспитанники посетили магазины, парикмахерскую, пожарную часть, рыбоводческое хозяйство, Кольскую атомную станцию. По итогам оформлены подборки высказываний детей о своих близких людях, своей семье «Семь-Я», газета - «Я люблю свою маму», «Мой папа».
Много впечатлений осталось у дошкольников от посещения живого уголка детского дома творчества. Созданный в последствие проект «Мы в ответе за тех, кого приручили» с фотоснимками и рассказами о любимых домашних животных способствовал воспитанию у детей любви и бережного отношения, зарождению в душе ребенка эмоциональной отзывчивости, чувства долга, любви, доброты.
Нами определены формы закрепления знаний, полученных в ходе экскурсии:
беседа
коллекционирование
продуктивная деятельность - создание поделок, рисование и т. п.
оформление альбомов, фоторепортажей
чтение специальной литературы
дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Внедрили современную форму работы с детьми – фоторепортажи. Посредством фоторепортажей удалось более точно отразить впечатления от экскурсий. Каждый воспитанник побывал в роли фотокорреспондента. «Мы едем, едем, едем», «В гости к форельке и осетринке», «Так мы живем», «Как хорошо на свете без войны» - это названия фоторепортажей воспитанников с фотографиями, рассказами, сказками, воспоминаниями, мечтами.
Проделанная работа благоприятно отразилась на результатах диагностических исследований и результатах участия в конкурсах:
- II место в городском конкурсе наши воспитанники заняли за коллективное сочинение «Мы – Полярнозоринцы».
- I место в городском конкурсе, посвящённом 60-летию Победы - за фоторепортаж «Мы за мир».
- II место на международном конкурсе в г. Мурманске - за рукописную книгу «Как хорошо на свете без войны».
- I место в городском конкурсе, посвящённом выборам народных депутатов за коллаж «Дружат дети всей России».
Данилова Татьяна Николаевна
воспитатель