Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
города Полярные Зори
"Детский сад № 6"
официальный сайт 
Детский сад

Наши публикации
2024 год


Слабовидящим 

Сведения об образовательной организации

Меню сайта

Страницы педагогов
  • Михайлютенко Ю.Е.
  • Саратовская Н.Р.
  • Кондратьева О.И.
  • Гончар Т.В.

  • Поиск по сайту

    Категории
    Познание [3]
    Коммуникация [5]
    Физкультура и здоровье [0]
    Художественное творчество [2]
    Взаимодействие с семьей [2]
    Коррекция [1]

    Архив

    Полезные сайты
  • Министерство просвещения Российской Федерации
  • Министерство образования и науки Мурманской области
  • Отдел образования администрации г. Полярные Зори
  • Российское образование
  • Цифровые образовательные ресурсы
  • МБДОУ №2 "Ягодка"
  • МАДОУ №3 "Ёлочка"
  • МБДОУ №4 "Росинка"
  • МБДОУ № 5 "Антошка"
  • МБДОУ №7 "Гнёздышко"
  • Родителям дошколят
  • Мамам и папам

  • Опросы
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 283

    Погода
    Полярные Зори

    Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Приветствую Вас, Гость · RSS 20.05.2024, 10:25

    Главная » Статьи » Взаимодействие с семьей

    Выстраивание индивидуальных маршрутов воспитанников раннего возраста с целью активизации адаптационных механизмов при поступлении в ДОО

    В соответствии с ФГОС дошкольное образование должно обеспечивать психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развитие личности детей дошкольного возраста. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению является одним из элементов социализации. Привыкание малыша к детскому саду будет максимально легким при использовании комплексного и индивидуального подхода к решению проблем адаптации каждого ребенка.

    Чтобы осуществить плавный переход от родного, близкого и привычного ребенку, к чужому, новому и неизведанному в нашем ДОУ была создана адаптационная программа «Здравствуй, малыш» педагога-психолога Борисовой Л.Ф.. Программа позволяет ребенку безболезненно влиться в незнакомый детский коллектив, научиться правилам поведения в нем, стать организованным, развить произвольность и внимание и, в целом, осуществить гармоничное развитие личности.

    Цель программы: снизить степень возникновения длительного адаптационного стресса при поступлении ребенка в ДОО. 

    Задачи программы:

    1. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации.

    2. Повышение педагогической компетентности педагогов по вопросам гуманизации процесса адаптации.

    3. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

    Программа содержит систему комплексной работы специалистов ДОУ по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада и позволяет выстроить индивидуальный адаптационный маршрут каждого воспитанника.

    Выстраивание индивидуального маршрута включает в себя несколько этапов.

    1) Предварительный этап.

    Уже стало традиционным проведение весной первой встречи сотрудников ДОУ и родителей будущих воспитанников «В гостях у «Сказки»». В ходе первого знакомства мы обязательно рассказываем родителям о нашем детском саде, его традициях и особенностях, родители знакомятся с будущими воспитателями детей, с групповым помещением. На этом же этапе проводятся консультации для родителей по организации и структуре адаптационного процесса – вхождением ребёнка в групповой коллектив.

    2) Конструирование предварительного индивидуального маршрута.

    При конструировании предварительно индивидуального адаптационного маршрута требуется всесторонняя информация об особенностях развития ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития.

    Совместная деятельность специалистов детского сада (воспитателей, педагога-психолога, медицинского персонала) с родителями вновь поступивших детей – главное условие верного выбора индивидуального маршрута. В беседе с родителями и в процессе анкетирования выясняем особенности ребенка, привычки, характерные черты поведения, склонности. Необходимо выяснить до приема детей режим, применяемый в семье. Исходя из этого, можно сделать прогноз готовности ребенка к поступлению в детский сад, разработать индивидуальный режим пребывания в детском саду, подобрать приемы, подходы и технологии психолого-педагогического сопровождения детей в адаптационный период.

    Главное условие успешной реализации данного этапа – согласованность действий родителей и специалистов ДОУ, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.

    3) Корректировка маршрута на основе наблюдений.

    Первые дни ребенок находится в группе с мамой в часы, отведенные для игр. Уже в процессе первых наблюдений мы можем получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками. Это позволит быстрее определить группу поведения ребенка, наметить правильный подход, снять эмоциональное напряжение от первых контактов, выстроить гибкий режим посещений с ориентацией на состояние ребенка. Кроме того, в ходе бесед с родителями важно установить контакт, снять тревогу за малыша, проинформировать о протекании адаптационного периода, ориентировать на активное взаимодействие.

    По результатам беседы с родителями и наблюдением за поведением ребенка прогнозируется ход адаптации. Так дети с легкой адаптацией приходят с утра, детей со средней или тяжелой формой приглашаем сначала на прогулку или во второй половине дня.

    Детей принимаем постепенно с небольшими перерывами, т.к. каждый поступивший ребенок требует к себе внимательного и индивидуального подхода.

    Во время всего адаптационного периода мы ведем адаптационные листы, в которых указываем, как ребенок провел день, как себя чувствовал, спал, кушал, т.е. фиксируем данные, связанные с его поведением. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических, коррекционных мероприятий для облегчения адаптации и скорректировать индивидуальный адаптационный маршрут.

    4) Реализация маршрута.

    Индивидуальный маршрут ребенка при адаптации к детскому саду включает в себя:

    - индивидуальный режим дня - динамику изменения времени расставания с родителями

    - индивидуальный ритуал прощания с родителями - использование элементов привычного окружения

    - особые приемы, подходы и технологии психолого-педагогического сопровождения

    - индивидуальную организацию режимных моментов.

    Первую неделю мы просим родителей приходить в период с 9.00 до 11.00, накормив ребенка дома завтраком. Для каждого ребенка устанавливается индивидуальное время прихода. Малышу ни к чему становиться свидетелем душещипательных сцен прощания детей с родителями. Может ребенок и не собирался плакать при расставании, но, увидев, как ведут себя другие дети, заплачет обязательно.

    Знакомим ребенка с воспитателями, нашей няней, группой, обстановкой в группе - показываем ребенку шкафчик, где он будет оставлять свою одежду, расположение в группе игрушек, туалетную комнату.

    Постепенное привыкание к расставанию с мамой начинаем в зависимости от адаптационных механизмов малыша. Время первых расставаний может меняться от 15 минут до 1 часа. «Прощальный ритуал» у каждого ребенка индивидуален, например, некоторые мамы обязательно помашут своему малышу в окошко, другие – использует хорошо знакомую ребенку словесную форму или особый вид телесного контакта . Если ребенок с трудом расстается с мамой, мы предлагаем, чтобы первые несколько недель в сад его отводил папа.  

    Мы стараемся не нарушать в первые дни, имеющиеся у ребенка привычки (пустышки, любимые игрушки и т.д.), менять режим. Предлагаем родителям дать ребенку с собой игрушку, семейный фотоальбом или книжку, словом «кусочек» дома». Знакомая вещь в непривычной обстановке помогает ему быстрее успокоиться. Этот нехитрый способ на самом деле очень действенный.

    Используем элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать), игровые методы взаимодействия с ребенком, создаем у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.

    Индивидуальный подход педагога к каждому ребенку очевиден в любом возрасте, а в раннем детстве имеет решающее значение, ведь специфической особенностью возраста является готовность малыша воспринимать общение только в том случае, если коммуникативная реакция взрослого обращена лично к нему. Для каждого ребенка мы предлагаем индивидуальный график введения новых режимных моментов детского сада: завтрак, гигиенические процедуры, обед, сон. Приучаем к новому укладу жизни постепенно.

    5) Психолого-педагогическая диагностика.

    В зависимости от продолжения адаптационного периода можно условно разделить детей на 3 группы: группу легкой адаптации, адаптации средней тяжести и группу тяжелой адаптации.

    Показатели прохождения успешной адаптации:

    - отсутствие у ребенка негативных эмоций (плача, капризов);

    - уровень деятельности ребенка отвечает возрасту:

    - ребенок спокойно переходит от одного состояния к другому( от не засыпания ко сну и наоборот), от одного вида деятельности к другому:

    - у ребенка хороший аппетит, глубокий сон;

    - ребенок берет активное участие во всех режимных процессах и позитивно к ним относится.

    Именно в адаптационный период мы, воспитатели, должны стать партнёрами-единомышленниками, и тогда адаптация ребёнка пройдёт для него незаметно и легко.

    И ещё хочется сказать о правильно организованной предметно-развивающей среде в группе раннего возраста. Игровые уголки ( театр, уголок ряженья, дидактический стол, центр "вода-песок" и др.) и яркие крупные игрушки, игры-забавы, заводные и водоплавающие игрушки, сопровождающие их движения рассказыванием потешки, пестушек, песенки, стишка, помогают создать эмоционально положительную атмосферу.

    В период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада воспитателю просто необходимо держать в памяти большой запас песенок, припевок, потешек.

    Так как родители не имеют возможности наблюдать жизнедеятельность детей в течение всего их периода пребывания в группе детского сада, мы используем оформление фото стендов, отражающих повседневную жизнь детей в детском саду, фиксируем игры детей на видеокамеру и предлагаем материал для просмотра родителям.

    Условия, которые мы создаем в ходе адаптационного периода, помогут безболезненно приспособиться малышу к новым жизненным условиям и будут способствовать формированию положительного отношения к детскому саду. Чем более индивидуально мы подходим к каждому ребенку, тем более эффективна наша работа. Результатом использованных индивидуальных маршрутов, приёмов, мероприятий - стал спокойный, ровный процесс адаптации, в ходе которого дети обрели различные новые навыки самообслуживания, умения контактировать с детьми и взрослыми, активно участвуют в совместных играх.

    Воспитатель МБДОУ №6 Ломанова Ольга Николаевна

     

    Категория: Взаимодействие с семьей | Добавил: dou-skazka (01.02.2015)
    Просмотров: 3353
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    МБДОУ № 6 г. Полярные Зори © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz