В соответствии с ФГОС дошкольное образование должно обеспечивать психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развитие личности детей дошкольного возраста. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению является одним из элементов социализации. Привыкание малыша к детскому саду будет максимально легким при использовании комплексного и индивидуального подхода к решению проблем адаптации каждого ребенка.
Чтобы осуществить плавный переход от родного, близкого и привычного ребенку, к чужому, новому и неизведанному в нашем ДОУ была создана адаптационная программа «Здравствуй, малыш» педагога-психолога Борисовой Л.Ф.. Программа позволяет ребенку безболезненно влиться в незнакомый детский коллектив, научиться правилам поведения в нем, стать организованным, развить произвольность и внимание и, в целом, осуществить гармоничное развитие личности.
Цель программы: снизить степень возникновения длительного адаптационного стресса при поступлении ребенка в ДОО.
Задачи программы:
1. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации.
2. Повышение педагогической компетентности педагогов по вопросам гуманизации процесса адаптации.
3. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Программа содержит систему комплексной работы специалистов ДОУ по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада и позволяет выстроить индивидуальный адаптационный маршрут каждого воспитанника.
Выстраивание индивидуального маршрута включает в себя несколько этапов.
1) Предварительный этап.
Уже стало традиционным проведение весной первой встречи сотрудников ДОУ и родителей будущих воспитанников «В гостях у «Сказки»». В ходе первого знакомства мы обязательно рассказываем родителям о нашем детском саде, его традициях и особенностях, родители знакомятся с будущими воспитателями детей, с групповым помещением. На этом же этапе проводятся консультации для родителей по организации и структуре адаптационного процесса – вхождением ребёнка в групповой коллектив.
2) Конструирование предварительного индивидуального маршрута.
При конструировании предварительно индивидуального адаптационного маршрута требуется всесторонняя информация об особенностях развития ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития.
Совместная деятельность специалистов детского сада (воспитателей, педагога-психолога, медицинского персонала) с родителями вновь поступивших детей – главное условие верного выбора индивидуального маршрута. В беседе с родителями и в процессе анкетирования выясняем особенности ребенка, привычки, характерные черты поведения, склонности. Необходимо выяснить до приема детей режим, применяемый в семье. Исходя из этого, можно сделать прогноз готовности ребенка к поступлению в детский сад, разработать индивидуальный режим пребывания в детском саду, подобрать приемы, подходы и технологии психолого-педагогического сопровождения детей в адаптационный период.
Главное условие успешной реализации данного этапа – согласованность действий родителей и специалистов ДОУ, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.
3) Корректировка маршрута на основе наблюдений.
Первые дни ребенок находится в группе с мамой в часы, отведенные для игр. Уже в процессе первых наблюдений мы можем получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками. Это позволит быстрее определить группу поведения ребенка, наметить правильный подход, снять эмоциональное напряжение от первых контактов, выстроить гибкий режим посещений с ориентацией на состояние ребенка. Кроме того, в ходе бесед с родителями важно установить контакт, снять тревогу за малыша, проинформировать о протекании адаптационного периода, ориентировать на активное взаимодействие.
По результатам беседы с родителями и наблюдением за поведением ребенка прогнозируется ход адаптации. Так дети с легкой адаптацией приходят с утра, детей со средней или тяжелой формой приглашаем сначала на прогулку или во второй половине дня.
Детей принимаем постепенно с небольшими перерывами, т.к. каждый поступивший ребенок требует к себе внимательного и индивидуального подхода.
Во время всего адаптационного периода мы ведем адаптационные листы, в которых указываем, как ребенок провел день, как себя чувствовал, спал, кушал, т.е. фиксируем данные, связанные с его поведением. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических, коррекционных мероприятий для облегчения адаптации и скорректировать индивидуальный адаптационный маршрут.
4) Реализация маршрута.
Индивидуальный маршрут ребенка при адаптации к детскому саду включает в себя:
- индивидуальный режим дня - динамику изменения времени расставания с родителями
- индивидуальный ритуал прощания с родителями - использование элементов привычного окружения
- особые приемы, подходы и технологии психолого-педагогического сопровождения
- индивидуальную организацию режимных моментов.
Первую неделю мы просим родителей приходить в период с 9.00 до 11.00, накормив ребенка дома завтраком. Для каждого ребенка устанавливается индивидуальное время прихода. Малышу ни к чему становиться свидетелем душещипательных сцен прощания детей с родителями. Может ребенок и не собирался плакать при расставании, но, увидев, как ведут себя другие дети, заплачет обязательно.
Знакомим ребенка с воспитателями, нашей няней, группой, обстановкой в группе - показываем ребенку шкафчик, где он будет оставлять свою одежду, расположение в группе игрушек, туалетную комнату.
Постепенное привыкание к расставанию с мамой начинаем в зависимости от адаптационных механизмов малыша. Время первых расставаний может меняться от 15 минут до 1 часа. «Прощальный ритуал» у каждого ребенка индивидуален, например, некоторые мамы обязательно помашут своему малышу в окошко, другие – использует хорошо знакомую ребенку словесную форму или особый вид телесного контакта . Если ребенок с трудом расстается с мамой, мы предлагаем, чтобы первые несколько недель в сад его отводил папа.
Мы стараемся не нарушать в первые дни, имеющиеся у ребенка привычки (пустышки, любимые игрушки и т.д.), менять режим. Предлагаем родителям дать ребенку с собой игрушку, семейный фотоальбом или книжку, словом «кусочек» дома». Знакомая вещь в непривычной обстановке помогает ему быстрее успокоиться. Этот нехитрый способ на самом деле очень действенный.
Используем элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать), игровые методы взаимодействия с ребенком, создаем у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.
Индивидуальный подход педагога к каждому ребенку очевиден в любом возрасте, а в раннем детстве имеет решающее значение, ведь специфической особенностью возраста является готовность малыша воспринимать общение только в том случае, если коммуникативная реакция взрослого обращена лично к нему. Для каждого ребенка мы предлагаем индивидуальный график введения новых режимных моментов детского сада: завтрак, гигиенические процедуры, обед, сон. Приучаем к новому укладу жизни постепенно.
5) Психолого-педагогическая диагностика.
В зависимости от продолжения адаптационного периода можно условно разделить детей на 3 группы: группу легкой адаптации, адаптации средней тяжести и группу тяжелой адаптации.
Показатели прохождения успешной адаптации:
- отсутствие у ребенка негативных эмоций (плача, капризов);
- уровень деятельности ребенка отвечает возрасту:
- ребенок спокойно переходит от одного состояния к другому( от не засыпания ко сну и наоборот), от одного вида деятельности к другому:
- у ребенка хороший аппетит, глубокий сон;
- ребенок берет активное участие во всех режимных процессах и позитивно к ним относится.
Именно в адаптационный период мы, воспитатели, должны стать партнёрами-единомышленниками, и тогда адаптация ребёнка пройдёт для него незаметно и легко.
И ещё хочется сказать о правильно организованной предметно-развивающей среде в группе раннего возраста. Игровые уголки ( театр, уголок ряженья, дидактический стол, центр "вода-песок" и др.) и яркие крупные игрушки, игры-забавы, заводные и водоплавающие игрушки, сопровождающие их движения рассказыванием потешки, пестушек, песенки, стишка, помогают создать эмоционально положительную атмосферу.
В период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада воспитателю просто необходимо держать в памяти большой запас песенок, припевок, потешек.
Так как родители не имеют возможности наблюдать жизнедеятельность детей в течение всего их периода пребывания в группе детского сада, мы используем оформление фото стендов, отражающих повседневную жизнь детей в детском саду, фиксируем игры детей на видеокамеру и предлагаем материал для просмотра родителям.
Условия, которые мы создаем в ходе адаптационного периода, помогут безболезненно приспособиться малышу к новым жизненным условиям и будут способствовать формированию положительного отношения к детскому саду. Чем более индивидуально мы подходим к каждому ребенку, тем более эффективна наша работа. Результатом использованных индивидуальных маршрутов, приёмов, мероприятий - стал спокойный, ровный процесс адаптации, в ходе которого дети обрели различные новые навыки самообслуживания, умения контактировать с детьми и взрослыми, активно участвуют в совместных играх.
Воспитатель МБДОУ №6 Ломанова Ольга Николаевна
|