Диагностика значимых для дошкольного возраста видов речевой деятельности слушания и говорения помогает выяснить индивидуальные особенности сформированности речи у детей, поступающих в первый класс их речевые способности и психическое развитие в целом.
Для понимания сущности речевой диагностики необходимо четко определить, что входит в содержание устной речи и какие компоненты наиболее важны для ее изучения. Речевая готовность понимается, как сформированность следующих умений: воспринимать информацию, предлагаемую с помощью языковых средств; вербализировать свои действия, в том числе связанные с языковым материалом и определять их последовательность; разграничивать единицы языковой системы и другие виды знаков; овладение информационной, когнитивной, регулятивной функциями языка.
Для изучения особенности речевого общения детей (инициативность, темп и содержание разговоров, специфика речевых реплик, их виды) выявления специфики детской речи (лексика, ее богатство, разнообразие, развернутость высказывания, использование форм вежливости) используется наблюдение за общением детей на занятиях и в нерегламентированной деятельности (игровая, познавательная деятельность).
Для выявления осознания речевой деятельности детьми дошкольного возраста, владения умениями пользоваться механизмами слушания и говорения в процессе речевого взаимодействия применяются индивидуальные беседы с детьми.
Рекомендуется исследовать характеристики речевого развития: словарный запас, способность к грамматически правильному построению предложений и речи в целом, произвольность владения речью.
Для диагностики предлагаю следующие задания:
*Подбор антонимов (твёрдый – мягкий, широкий – узкий, острый – тупой, глубокий - мелкий)
Нахождение обобщающего слова (Кастрюля, тарелка… (посуда); Шкаф – диван…(мебель); Окунь, карась…(рыбы)).
*Дополнение классификационных групп. (Кастрюля, тарелка… (чашка); Шкаф – диван…(кресло); Окунь, карась…(треска)).
*Исправление предложений.
Начал таять снег и закончилась весна. (Правильно: «закончилась зима», «началась весна»)
Этим подарком мы доставили маме большую любовь. (Правильно: «большую радость»,
*Восстановление предложений.
Катя…своего маленького брата. (Правильно: любые сочетаемые сказуемые: потеряла, учит, гуляет, любит, кормит, целует).
Мальчик… и дверь открылась. (Правильно: постучал, повернул ручку, повернул ключ, толкнул, позвонил).
*Завершение предложений.
Если завтра будет сильный мороз то…(Правильно: любые ответы, в которых описывается следствие «то не пойдём гулять», «надо одеться теплее», «все лужи замёрзнут»).
Мальчик упал с велосипеда и разбился, потому что…(Правильно: любой ответ в котором указана причина падения «наехал на камень», «смотрел по сторонам», «не умеет кататься на двухколёсном», «заехал в яму», «не умеет кататься»,
В комнате погас свет, потому что…(Правильно: любые ответы в которых описывается причина указанного события: «перегорела лампочка», «порвались провода», «случилась авария», «его выключила мама»).
Валя ещё плохо умеет читать, хотя…(Правильно: любые ответы, в которых соблюдается противительный смысл союза «хотя». «Хотя уже ходит в школу», «Хотя знает буквы», «Хорошо считает», «она хорошая девочка», «ей семь лет»).
Борисова Людмила Фёдоровна
педагог-психолог