Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
города Полярные Зори
"Детский сад № 6"
официальный сайт 
Детский сад

Наши публикации
2024 год


Слабовидящим 

Сведения об образовательной организации

Меню сайта

Страницы педагогов
  • Михайлютенко Ю.Е.
  • Саратовская Н.Р.
  • Кондратьева О.И.
  • Гончар Т.В.

  • Поиск по сайту

    Категории
    Познание [3]
    Коммуникация [5]
    Физкультура и здоровье [0]
    Художественное творчество [2]
    Взаимодействие с семьей [2]
    Коррекция [1]

    Архив

    Полезные сайты
  • Министерство просвещения Российской Федерации
  • Министерство образования и науки Мурманской области
  • Отдел образования администрации г. Полярные Зори
  • Российское образование
  • Цифровые образовательные ресурсы
  • МБДОУ №2 "Ягодка"
  • МАДОУ №3 "Ёлочка"
  • МБДОУ №4 "Росинка"
  • МБДОУ № 5 "Антошка"
  • МБДОУ №7 "Гнёздышко"
  • Родителям дошколят
  • Мамам и папам

  • Опросы
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 283

    Погода
    Полярные Зори

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Приветствую Вас, Гость · RSS 29.03.2024, 11:56

    Главная » Статьи » Коррекция

    Применение логопедического массажа и динамической электронейростимуляции в коррекции тяжёлых нарушений речи.
        Ни для кого не секрет, что в последние годы детей с речевыми нарушениями становится всё больше. Частота речевых нарушений в детском возрасте напрямую связана с частотой перинатальной патологии.
        Речь – сложный психический процесс, форма высшей нервной деятельности человека. В осуществлении речи принимают участие различные отделы коры головного мозга, корковые речевые зоны: слуховые, речевые, зрительные. Важно восстановить: иннервацию мышц языка, гортани, мягкого нёба, нормальное состояние придаточных пазух носа и полости рта, играющих роль резонаторных полостей; координацию дыхания, голосообразования и произношения звуков.
        В осуществлении двигательных механизмов речи принимает участие экстрапирамидная система, которая участвует в подготовке двигательного и речевого акта и коррекции произношения и артикуяционной моторики.
        Таким образом, для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга.
        При поражении различных отделов нервной системы могут возникать разнообразные речевые расстройства. Характер этих расстройств зависит от локализации и времени поражения. Внутриутробная патология приводит к диффузному поражению вещества мозга, родовые черепно-мозговые травмы и асфиксия новорожденных вызывают повреждения различных областей коры головного мозга. Среди этиологических факторов выделяются внутриутробные энцефалиты, менингиты, неблагоприятные условия развития и интоксикация плода, внутриутробные и ранние прижизненные травмы мозга.
        Городской ПМПК в логопедическую группу направляются дети с алалиями, дизартриями, задержками речевого развития, ОНР.
        Речевые расстройства воспитанников:

    * С органическим поражением Ц.Н.С. в зависимости от уровня поражения:
    1. афазии – распад всех компонентов речи при поражении корковых речевых зон,
    2. алалии – системное недоразвитие речи в результате поражения корковых зон в доречевом периоде,
    3. дизартрии – нарушение звукопроизносительной стороны речи при повреждении иннервации речевой мускулатуры. При этом изменяется голосообразование, разборчивость, эмоциональность речи, нарушение тембра и тональности.

    * С дефектами строения артикуляционного аппарата, механические дислалии и ринолалии.
    * Задержка речевого развития различного происхождения при тяжёлых заболеваниях внутренних органов.
    * Общее недоразвитие речи – патология формирования лексики, смысловой, фонетически-фонематической стороны речи.

        У вновь набранных воспитанников наблюдаются зачатки общеупотребительной речи. Дети владеют обиходным словарным запасом и могут пользоваться простыми предложениями, но их словарный запас значительно отстаёт от возрастной нормы, выявляется незнание многих слов. При использовании простых предложений, состоящих из 2-3 слов, отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Фонетическая сторона речи детей также не соответствует возрастной норме: нарушено произношение мягких и твёрдых звуков, шипящих, свистящих, звонких и глухих. Большое количество ошибок отмечается и в воспроизведении слогового контура слов. Выявляется недостаточность фонематического восприятия, что приводит к неподготовленности к овладению звуковым анализом и синтезом.
        Звукопроизношение не соответствует требованиям возрастной нормы.
        Наиболее типичными является:
    * замена звуков более простыми по артикуляции,
    * нестойкие замены, когда один и тот же звук в разных словах произносится по-разному,
    * смешение звуков, когда изолированно ребёнок произносит определённые звуки верно, а в словах и в предложениях их взаимозаменяет,
    * недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяется одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы,
    * смазанное произношение звуков.

        Данные речевые нарушения требуют упорной, длительной коррекции. На постановку и автоматизация звуков уходит много времени. Существует целый арсенал медикаментов, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений, но особое внимание заслуживают немедикаментозные методы, направленные на коррекцию функционального состояния центральной нервной системы. Для достижения положительного стойкого результата необходима интеграция педагогических и медицинских методик.
        Для сокращения сроков коррекционной работы в логопедической практике применяются нетрадиционные методы – ДЭНС-терапия, логопедический массаж языка и лицевой мускулатуры. Одним из перспективных направлений является разработка лечебного применения импульсного тока, который легко управляем, является эффективным положительным раздражителем для речевых зон.
        Метод динамической электронейростимуляции ДЭНС одобрен Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (регистрационное удостоверение от 04 марта 2005г.). ДЭНС-терапия внедрена в систему коррекционной работы как дополнительное средство воздействия и стимуляции речевых зон у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
        Аппарат ДЭНС стимулирует безусловные рефлексы (жевания, глотания, слюнообразования), работу мышц речевого аппарата и мимических мышц, улучшают зрительно-моторную координацию. Метод безопасен в применении, не вызывает аллергических реакций, не нарушает физиологический энергетический потенциал детского организма, удобен в применении, отвечает требованиям по организации логопедических занятий, позволяет решать адаптационные задачи.
     
        ДЭНС имеет дозированный режим работы, в котором продолжительность воздействия на каждый участок кожи определяется автоматически и постоянно. В каждом из режимов используются импульсы переменной формы, следующие в дозированном режиме с частотой 10 Гц и в постоянном 77 Гц. Использование дозированного режима позволяет выявлять зоны ассиметрии и латентные триггерные зоны, что позволяет локализовать воздействие, обеспечивая максимальную эффективность действия аппарата. Изменение параметров исходящих импульсов в процессе электростимуляции предупреждает привыкание организма к лечебному воздействию и снижение адаптивности нервных клеток к электрическим импульсам, что, безусловно, повышает эффективность проводимой терапии.  
        Электростимуляция проводится дифференцированно, в зависимости от специфики нарушения – различного тонуса мышц губ, языка, шеи, лица, наличия гиперкинезов. Минимальный энергетический диапазон соответствует воздействию слабой интенсивности, при которой ребёнок не испытывает никаких ощущений, либо ощущает лёгкую вибрацию. Такой режим применяется для детей с тяжёлыми речедвигательными расстройствами, осложнёнными повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью.
        Средняя интенсивность воздействия, при которой ребёнок ощущает безболезненное приятное покалывание, применяется к детям с различной речедвигательной патологией. В течение учебного года проводится три курса ДЭНС-терапии продолжительностью 10 дней. На сеансе обрабатываются зоны общего воздействия в режиме «ТЕСТ», а также специфические «речевые» зоны: середина носогубной складки, кайма верхней губы, большие пальцы кистей обеих рук, граница роста ногтевых пластинок на каждом пальце рук в режиме «Терапия». Общее время воздействия составляет в среднем 5-10 минут.
        При коррекции звукопроизношения обрабатываются точки:
    1. Зона срединного меридиана в режиме «Тест»,
    2. Зона «точек согласия» в режиме «Тест» с обработкой латентных триггерных зон на частоте 77 Гц по 30 секунд
    3. Речевые зоны – методика «Крест» вокруг рта на частоте 60Гц по 1 минуте на каждой точке.
    4. Язык – ЭД – 1 на частоте 77 Гц по 1 минуте.
    5. Су-джок – зоны соответствия на кистях через день ЭД – 2 на частоте 60 ГЦ по 2 минуты.
    6. Подчелюстная зона на частоте 60 Гц по 1 минуте.
    7. Зона Хэ-гу, 7 шейного позвонка в режиме МЭД.

        Схемы лечения индивидуальны, в зависимости от патологии. Целесообразно совмещение ДЭНС-терапии и логопедического массажа.
        Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата, способствует сокращению сроков коррекционной работы и повышению качества коррекционного воздействия.
        В логопедической практике используются несколько видов массажа:
    1. дифференцированный (активизирующий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа;
    2. точечный массаж, т.е. массаж по биологически активным точкам (активизирующий или расслабляющий);
    3. массаж с применением специальных приспособлений или "зондовый" массаж.
    4. элементы самомассажа. Основные приёмы массажа: поглаживание (поверхностное, глубокое обхватывающее, граблеобразное), растирание, разминание, вибрация и поколачивание, плотное нажатие.
        Массаж применяется в работе с детьми дизартриками, ринолаликами, при заикании, полиморфных дислалиях (с дизартрическим компонентом). Элементы массажа могут осуществляться родителями ребёнка, самим ребёнком (самомассаж) при условии, что они будут обучены логопедом.

        Логопедический массаж оказывает положительное воздействие на организм ребёнка:
    1. Происходит положительное воздействие не только на кожу, но и на сосуды, железы внутренней секреции и на состояние центральной нервной системы в целом.
    2. Меняется общая нервная возбудимость: оживляются утраченные либо сниженные рефлексы, меняется в целом состояние центральной нервной системы (ринолалик приобретает дизартрию, когда язык приспосабливается закрывать щель в нёбе).
    3. Под воздействием массажа капилляры в коже расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканью.
    4. Улучшается функция лимфатических сосудов.
    5. Массаж позволяет понизить тонус при спастичности мышц и повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению активных произвольных движений артикуляционного аппарата.
    6. Под влиянием массажа увеличивается подвижность и эластичность сухожильно-связочного аппарата.

        Рекомендации к проведению расслабляющего массажа.
    1. Проводится в медленном темпе.
    2. Основными приёмами являются поглаживание и лёгкая вибрация.
    3. Массаж должен вызывать у ребёнка ощущение тепла и покоя.
    4. Руки логопеда должны быть тёплыми.
    5. Можно использовать музыкотерапию или проговаривание логопедом установок следующего характера:
    * успокаиваюсь,
    * отдыхаю,
    * дыхание ровное, спокойное, ритмичное,
    * ощущение спокойствия и расслабления,
    * глаза закрыты,
    * дышится легко и свободно,
    * все мышцы полностью расслаблены,
    * не хочется двигаться,
    * мне хорошо и спокойно.

        Кроме этого целесообразно использовать речевые установки, направленные на локальное расслабление мышц речевого аппарата (грудь и плечи расслаблены, мышцы шеи расслаблены, нижняя челюсть вяло отвисает, губы расслабленные, вялые, зубы разомкнуты, язык расслабленный):
    1. Для усиления расслабляющего эффекта за несколько минут до массажа можно положить согревающий компресс (махровое полотенце, намоченное в тёплой воде и отжатое на 3 -5 минут.
    2. Последовательность воздействия в процессе одного сеанса расслабляющего массажа должна быть следующей:
    * мышцы шеи и плечевого пояса,
    * мимической мускулатуры,
    * мышцы губ,
    * мышцы языка.

        Рекомендации к проведению активизирующего массажа.
    1. Используется при пониженном тонусе мышц.
    2. Основным приёмом является поглаживание, которое чередуется с растиранием, разминанием, сильной вибрацией. Движения логопеда ритмичны, энергичны.
    3. Сила воздействия на массируемые ткани должна увеличиваться постепенно.
    4. На передней поверхности шеи энергичные воздействия противопоказаны, так как там находится щитовидная железа.
    5. При правильном выполнении массажа дыхание ребёнка равномерное.
    6. Массаж не должен вызывать выраженных болезненных ощущений.
    7. Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса укрепляющего массажа:
    * мимическая мускулатура,
    * мышцы губ,
    * мышцы языка,
    * мышцы шеи и плечевого пояса.

        Уже после первого курса ДЭНС-терапии и зондового массажа у детей старшей логопедической группы для детей с ОНР 2 уровня были получены положительные результаты: улучшилось звукопроизношение, увеличился словарный запас, началась фразовая речь, отмечено улучшение памяти, концентрации внимания, нормализовался сон, уменьшилась возбудимость. Дети стали лучше вступать в контакт со сверстниками, охотнее выполнять обучаемые программы. Повторные курсы ДЭНС-терапии проводились через три месяца.
        С начала года в группе снизилось число простудных заболеваний. Значимой динамики на фоне ДЭНС удалось добиться в течение первых трёх месяцев. У детей в речевом статусе наблюдались улучшения в состоянии мышечного тонуса органов артикуляции, повышение мышечной активности мимической и артикуляционной мускулатуры, увеличение объёма артикуляционных движений, а также расширение объёма речевого дыхания и улучшение качества голосообразования.
        Эти методы просты и эффективны. Они дают возможность целенаправленно воздействовать на поражённые участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее. Звуки ставятся быстрее, увеличивается срок для автоматизации звуков и введения их в речь.
        К концу первого года обучения в группе произошло становление произношения всех звуков у 75% детей. Анализ результатов по использованию методов динамической электронейростимуляции и логопедического массажа свидетельствуют об эффективности и целесообразности их применения как дополнительного средства коррекции в системе логопедической помощи.
    Людмила Павловна Блажченко
    учитель-логопед
    Категория: Коррекция | Добавил: Berta (10.03.2010)
    Просмотров: 4432 | Комментарии: 3
    Всего комментариев: 3
    3 Виктория  
    0
    Доброго времени суток!
    Статья замечательная. Скажите, где была опубликована эта статья? Нигде не нашла ссылку на печатный источник.

    2 Татьяна  
    0
    Статья очень грамотная. Я учитель-логопед в детском саду , видела, как используют аппарат в речевом центре. Подскажите, какой тип аппарата для работы с детьми в д,с больше подходит и где пройти обучение?

    1 Максим Б.  
    1
    Очень грамотная статья!!!
    Ответ: Благодарим, Максим, за высокую оценку работы нашего педагога!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    МБДОУ № 6 г. Полярные Зори © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz